Передовица » Макулатура » ИиО » Агат в образовании: 1983-1987

Агат в образовании: 1983-1987 (N2/1988)

Это - история "Агата" от самых первых экземпляров. Интересно, что здесь говорится о моделях с 64 Кб памяти - либо автор формально считает ОЗУ только ту часть, которая не блокировалась от изменения при работе Бейсика, либо действительно существовала версии с 64 Кб ОЗУ (мне известны только версии с 96 Кб ОЗУ). Хотя всё может быть, на тот момент аппаратные версии в самом деле могли интенсивно изменяться. В статье также приводится много других интересных фактов, таких как фамилии разработчиков и истории развития штатного софта. В конце текста упоминается новая "одноплатная" версия Агата, похоже, речь идёт о будущей девятке.

А.Кривцов.

Канд. техн. наук

В мае 1983 г. на урок математики в IX классе школы N 166 г. Новосибирска пришли Геннадий Анатольевич Звенигородский, ученик VI класса Леня Рабинович и автор этих строк. Мы принесли с собой «Агат» - это был пятый макетный образец, на котором прошедшей ночью были завершены работы по переносу Apple-реализации системы программирования Рапира (по современной нумерации версия А1.- 1). Машину установили, включили, Леня на ней поработал, и урок не был сорван, в чем и заключался главный результат этого эксперимента. В августе того же года макет эксплуатировался на летней школе юных программистов в интересах отладки Рапиры.

В 1984 г. ЛЭМЗ (Лианозовский электромеханический завод) выпустил первую опытную партию «Агатов». К летней школе удалось привезти в Новосибирск 5 машин и подготовить версию А 1.0 Рапиры, что позволило провести на школе первые систематические занятия по программированию. Здесь же появился первый опыт ремонта в условиях эксплуатации и родился термин "пятый «Агат»", точно характеризующий метод восстановления отказавшей машины путем разорения соседней: на церемонии закрытия обнаженный остов этого "пятого «Агата»" был торжественно вынесен на раскладушке.

В ноябре 1984 г. в школе N 166 г. Новосибирска был введен в действие первый вычислительный кабинет в составе 20 ПЭВМ «Агат» и начались регулярные практические занятия по программированию с учениками VI-X классов. Геннадий Анатольевич Звенигородский не дожил месяца до этого события.

Серийный выпуск «Агатов» был организован в 1985 г., и сразу начались широкие поставки вычислительных кабинетов на базе этой машины в учебные заведения. В результате по тиражу установок в школах, пединститутах и институтах усовершенствования учителей «Агат» уступает лишь «Электронике БК-0010», оставляя позади все отечественные ЭВМ и «Ямахи».

Стоимость одного «Агата» сейчас -3900 руб., в учреждения просвещения поставляются комплекты из 12 и 16 ПЭВМ с одним печатающим устройством на комплект. Кабинеты поставляются по нарядам Управления снабжения школ Минпроса СССР. Заметная доля закупок оплачивается из средств шефствующих предприятий (для многих предприятий такой путь оказывается единственной возможностью получить доступ к персональным ЭВМ, а решение вопроса оплаты облегчает получение наряда в Минпросе).

Каждая ПЭВМ поставляется в комплекте с цветным телевизором (со второго полугодия 1987 г. по санитарно-гигиеническим показаниям предусмотрено комплектование черно-белыми мониторами), накопителем на гибком магнитном диске и 10 дисками (2 записанных и 8 чистых; итого с классом «Агат» поставляется 120 или 160 дисков, а с классом ДВК-БК-0010 - 5).

Записанные диски содержат проверочные тесты и систему программирования «Бейсик». Такой комплект поставки обеспечивает возможность эксплуатации каждой ЭВМ класса в качестве инструментального комплекса для разработки программного обеспечения с привлечением, как минимум, Бейсика и ассемблера (средства ассемблирования имеются в составе реализации Бейсика). Это свойство обнаружено и широко используется в большинстве учебных заведений, располагающих классами «Агатов».

Технические характеристики ПЭВМ, используемых в отрасли просвещения

Традиционными характеристиками, по которым сравниваются ЭВМ вообще и ПЭВМ в частности, являются производительность процессора и объем оперативной памяти - эти параметры обычно задаются в требованиях к ЭВМ того или иного класса, откуда они переходят в техническое задание на разработку, а после попадают в эксплуатационную и сдаточную документацию, проспекты выставок и журнальные публикации. Спутниками «Агатa» на этом пути были 64К байт ОЗУ (расширяемое до 256К) и 300 000 операций в секунду.

Программное обеспечение ЭВМ характеризуется, как правило, составом, характеристики программных систем до последних лет широко не объявлялись, однако с развитием рынка персональных ЭВМ у пользователя появилась острая потребность знать для выбора модели ПЭВМ такие ее характеристики, которые соответствовали бы его уровню общения с машиной. Традиционные параметры лишь частично удовлетворяют этим требованиям, поскольку подавляющее большинство пользователей ПЭВМ работают не на машине, а на той или иной программной системе. Быстродействие процессора и объем памяти они воспринимают через призму этой системы - и вот возникли оценки интегральных характеристик ЭВМ с программными системами.

Распространено мнение (автор разделяет эту точку зрения), что интегральные характеристики более адекватно описывают быстродействие процессора, поскольку они дают единственную возможность объективного сравнения ЭВМ с различными архитектурами, в то время как «операции в секунду» требуют подробного объяснения того, каких операций и в каких условиях машина может сделать в секунду так много (еще на БЭСМ-6 удалось за секунду сложить миллион нулей).

Для сравнения производительности ПЭВМ по интегральным характеристикам сейчас наиболее широко используются тесты Benchmark [1]. Это набор из 8 коротких программ на Бейсике (их тексты есть в [1]), тестирующих различные операции языка: циклы, условные переходы, арифметические операции, работу с массивами, вызов подпрограмм, расчет тригонометрических и показательных функций. Работа по вводу этих программ в машину и измерению длительности их выполнения занимает даже на незнакомой машине не более часа. Бейсик реализуется на всех ПЭВМ; его простота и логическая бедность позволяют предполагать незначительность разброса характеристик, связанного с «плохим» программированием системы. Все это и обусловливает популярность набора Benchmark: уже принято для каждой из вновь появляющихся на рынке ПЭВМ публиковать измеренные на этих тестах параметры, как правило, в сравнении с данными распространенных ПЭВМ того же класса.

Время выполнения тестовых программ ВМ1-ВМ8 (в секундах) и другие характеристики ПЭВМ, используемых в просвещении

«Корвет»

УКНЦ

«Ямаха»

«Агат»

БК-0010

IBM PC

ВМ1

1.6

0.9

2.1

1.2

2,6

1.5

ВМ2

6.0

0.9

5.9

8.6

40

5.2

ВМЗ

16.2

2.6

16.9

16.3

59

12.1

ВМ4

16.0

3.9

18.4

18.0

68

12.6

ВМ5

17.0

4.1

19.5

19.8

76

13.6

ВМ6

31.0

7.9

32.0

30.0

101

23.5

ВМ7

49.0

10.8

45.3

46

148

37.5

ВМ8

84

25

219.8

108

136

35.1

Память, К байт:

объявлено

256

128

64

32

предоставляется Бейсиком

21

22

42

16

Процессор:

разрядность

8

16

8

8

16

быстродействие (тыс. оп./с)

625

600

625

300

600

Примечание. На БК-0010 проверялся интерпретатор Фокала; по оценкам разработчиков, быстродействие Бейсика на этом компьютере будет в 2-3 раза выше.

В таблице приведено время выполнения программ Benchmark для ПЭВМ, получивших наибольшее распространение в просвещении,- «Электроника БК-0010» (КУВТ-86), «Ямаха» и «Агат», а также для планирующейся к массовой поставке в учебные заведения ПЭВМ ПК 8020 (КУВТ «Корвет») и МС 0511 (КУВТ УКНЦ) в сравнении с опубликованными [1] данными по профессиональной ЭВМ IBM PC - прототипу ЕС 1840 *. Сравнение характеристик позволяет сделать следующие выводы:

несмотря на то что по объявленному значению быстродействия процессора «Агат» в 2 раза (а с учетом разрядности - и более) уступает другим ПЭВМ, пользовательская производительность его приблизительно равна производительности «Корвета» и «Ямахи», в 3-4 раза выше, чем у Фокала БК-0010 и лишь на 30-35 % ниже производительности IBM PC;

пользовательская емкость ПЭВМ «Агат» существенно больше, чем у остальных школьных ПЭВМ, что имеет большое значение при реализации учебных пакетов прикладных программ.

По максимальному разрешению графических режимов «Агат» уступает «Корвету» и «Ямахе» (соответственно 512 и 256 цветных точек по горизонтали против 256 черно-белых или 128 цветных точек у «Агата») и примерно соответствует БК-0010, однако опыт разработки учебных пакетов на «Агате» не выявил принципиальных ограничений, не допускающих реализации требуемых в том или ином применении изображений. Параметры растра «Агата» удовлетворяют техническим требованиям к разработке и производству комплектов технических средств и оборудования кабинетов вычислительной техники (КУВТ) для всех типов учебных заведений, утвержденным в мае 1985 г., а непревышение этих требований позволяет увеличить пользовательскую емкость машины за счет экономии памяти, используемой для представления экрана.

Основной недостаток серийно выпускаемого «Агата» по отношению к упомянутым исходным требованиям (отсутствие возможности объединения ЭВМ кабинета в локальную сеть) преодолевается для уже существующих установок внедрением комплекта модуля межмашинного обмена (см. ниже).

* Автор выражает признательность Ю. А. Шорину, выполнившему эти измерения.

Программное обеспечение

Основу программного обеспечения ПЭВМ «Агат» составляют система программирования «Бейсик» и пакет прикладных программ автоматизации школьного учебного процесса «Школьница», содержащий систему программирования на учебно-производственном языке Рапира и языке начального обучения Робик. Кроме них приняты к серийному выпуску система подготовки текстов «Агат-автор» и система численного моделирования (электронная таблица). В составе программного обеспечения 36-часового курса подготовки руководящих и педагогических кадров по информатике Минпросом СССР распространён также набор учебных пакетов прикладных программ по отдельным разделам различных школьных курсов. На местах разработано большое количество программ, среди которых наибольшую известность приобрели различные игры, учебные пакеты, психологические и медицинские тесты.

Языки программирования. Реализация Бейсика появилась на «Агате» в 1982 г. и предназначалась в первую очередь для разработки тестового обеспечения производства ПЭВМ и ее приемки. Для решения этих задач в реализации Applesoft ПЭВМ "Apple II+", взятой за основу, были заменены блоки текстового и графического вывода, добавлены средства ассемблирования и отладки программ на машинном языке, В интересах мнемоничности ассемблерного текста введены идентификация имен переменных по неограниченному количеству символов и шестнадцатеричные константы. В течение 1983-1984 гг. принципиальных изменений в версию не вносилось, и с началом серийного производства ПЭВМ она получила широкое распространение. Сейчас Бейсик-60 (объем файла, содержащего интерпретатор этой версии,- 60 секторов) продолжает поставляться. Некоторые программы (в том числе «Шахматы», «Шашки» и ряд других игр) содержат ссылки на адреса интерпретатора и не могут работать с другими версиями. В 1985 г. при подготовке к передаче в Государственный фонд алгоритмов и программ версия была переработана с учетом замечаний, выявленных при эксплуатации машин опытной партии, и, естественно, в соответствии с аппетитами разработчиков. Был заменен блок редактирования программы (появилась возможность контекстного поиска и замены участков программы по директиве LIST), введен блок хранения данных на внешнем запоминающем устройстве (директивы STORE, RECALL, CHAIN), серьезно переработана документация. Результат этих усовершенствований называется СП «Бейсик» Фг. 00012-01, имеет объем 67 секторов, передан в ГосФАП [2] и поставляется в виде комплекта документации и записанного диска Таллинским научно-учебным центром (туда с гарантийным письмом можно обратиться по адресу: 200026, Таллин, бульвар Кадака, 165, директору ТНУЦ В. И. Коваленко). Следующая версия будет содержать средства обмена по локальной сети, работать со строчными и прописными буквами, поддерживать накопитель на гибких дисках повышенной емкости и поступит на тиражирование в 1988 г. Соответствие основных точек входа интерпретаторов Бейсика-60 и Бейсика-67 предполагается опубликовать в ближайших номерах ИНФО; для программ, не содержащих кодовых обращений к интерпретатору, версии полностью совместимы. В составе программного обеспечения 36-часового курса переподготовки по информатике распространена версия Бейсика-60 с «быстрым» ДОСом, разработанная перспективной московской фирмой ALV SOFTWARE (АLександр Голов & Vасилий Березутский недавно окончили школы и работают в компьютерном центре ЛЭМЗ и НИИ ШОТСО).

ППП Школьница разработана в ВЦ СО АН СССР под руководством одного из основоположников школьной информатики в СССР Г. А. Звенигородского замечательным коллективом сначала школьников, затем студентов и воинов Советской Армии - Наташей Глаголевой, Виталием Цикозой, Женей Налимовым, Пашей Земцовым (в качестве авторов системы я упоминаю «стариков»). Как уже было сказано, (-1)-я версия системы появилась на «Агате» в 1983 г., затем была еще одна версия на "Apple", перенос которой на «Агат» летом 1984 г. дал версию А1.0 (впервые в полном объеме реализованы все типы данных, все режимы графики, заменен экранный редактор). Версия А1.0 эксплуатировалась весь учебный год в кабинете школы N 166, на ней «взращены» первая серия пакетов по школьным предметам и второе поколение авторов «Школьницы», среди которых надо упомянуть Настю Будневу («Сольфеджио»), Валю Трескову («Производство чугуна»), Егора Боровикова («Дежурик»), Сережу Гавриленко («Муравей» и др.), Андрея Петрова («Химия»). Весной 1985 г. версия А 1.0 прошла межведомственные испытания и вскоре уступила место версии А1.1 (первая версия на серийном «Агате»; появился Робик, усовершенствован и получил новый синтаксис блок графического вывода, издана документация [3]). На летней школе юных программистов 1985 г. была объявлена и эксплуатировалась версия А 1.2 (удвоен пользовательский объем системы, появился отладочный комплекс), которая к зиме переросла в А 1.2' (появился ассемблер и отдельный редактор отладочного комплекса). Версия А 1.2 распространялась бригадами ЦК ВЛКСМ осенью 1985 г. (Ленинград, Таллин, Рига, Паневежис, Вильнюс, Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент). Летом 1986 г. объявлена версия А 1.3, серьезно исправленная в октябре (действующее обозначение: А 1.3 от 17.10.86). В ней появилась команда ЗАПУСК, исправлен текстовый вывод в графике (для работы программ, работавших на А1.2 и А1.2* с измененным алфавитом, нужно повторить редактирование алфавита), отработано наполнение системного диска (появился редактор алфавитов, звуковой вывод нот, полный комплект дисковых утилит: копирование, настройка скорости, копитрек - устранение радиального смещения записи). Версия передана в ГосФАП [4] и поставляется ТНУЦ по заявкам. Для опытных программистов существенным дополнением к документации на версию А1.3 является распространенное в составе программного обеспечения 36-часовой переподготовки по информатике описание диалогового отладочного комплекса, обеспечивающего работу на ассемблере, включающее инструкцию по программированию на «голой» машине и карты памяти системы «Школьница». Языки версий А1.1 — А1.3 полностью преемственны, очередные версии являлись расширением предыдущих.

Сравнение Бейсика и Рапиры в качестве опорных языков при преподавании информатики выявляет преимущества Рапиры по любым критериям. Установки центральных, областных и/или районных (уровень методического руководства преподаванием информатики зависит от оснащенности региона техникой) методистов на использование Бейсика проистекают скорее из борьбы с Фокалом и другими мнемокодами. В ряде случаев приходилось в конце учебного года переходить в приказном порядке с Рапиры на Бейсик; Г. А. Кривошеев в Черемушкинском УПК Москвы изучил со своими группами Бейсик за два спаренных практических занятия, после чего школьники продолжали работать на Рапире. Вообще, некоторое подмножество тезисов, принятых в обоснование разработки Рапиры Г. А. Звенигородским, можно кратко сформулировать так: из существующих языков для освоения компьютера лучше других подходит Бейсик, но человек, изучавший программирование на Бейсике, не имеет шансов стать хорошим программистом, поскольку вместо опыта конструирования данных и действий приобретает привычку «плести лапшу» из переходов и меток; учебный язык должен обладать диалогом не хуже, чем у Бейсика, и содержать современные структуры для описания управления и информации. Отличие Рапиры от этого направления заключено во второй половине названия «учебно-производственный язык»: система поддерживает не только обучение курсу ОИВТ, она предоставляет одновременно производственную систему программирования, которая продемонстрировала серьезные преимущества по сравнению с Бейсиком как при разработке учебных программ по школьным предметам, так и при решении задач тестирования, обработке результатов эксперимента, построении справочных систем и др.

Пакеты общего назначения. Персональная ЭВМ в настоящее время не имеет права на существование без программных пакетов, ориентированных на манипулирование данными и подготовку документов; три кита такого обеспечения общего назначения - текстовый редактор, электронная таблица и система управления базами данных (существует мнение, что сам класс «персональные ЭВМ» появился на свет благодаря разработке и широкой популярности программы VISICALC - Первой электронной таблицы).

Текстовым редактором на «Агате» работают «Система подготовки текстов Агат-автор» [5] и автономный редактор отладочного комплекса ППП «Школьница» [4]. «Агат-автор» в силу своей специализации обладает более широким набором функций, особенно функций управления выдачей на бумагу (подсистема «форматтер»), тем не менее пользователь, привыкший к диалогу редактора «Школьницы», возможно, предпочтет набирать текст не переучиваясь; этот текст затем можно через диск передать в «Агат-автор» на распечатку. Получившая распространение в 1985 г. версия «Агат-автора» сильно устарела: с тех пор появились соответствующие машинописной странице (32*64 и 16*64) режимы отображения при редактировании, возможность изменения шрифта печати внутри строки, режим замены при вводе (очень удобен при редактировании таблиц), универсальный драйвер печатающего устройства (пока не найдено принтера, под который пришлось бы его переделывать) и др. Текущая версия передана в ТНУЦ и поставляется с III квартала 1987 г.

Электронная таблица «Агата» - система численного моделирования (СЧМ) [6] - изготовлена путем адаптации VISICALC2 и в основном соответствует этой программе по набору функций. Предусмотрена возможность передачи результатов работы СЧМ в текстовые редакторы (через файл на диске фрагмент таблицы СЧМ включается, например, в текст отчета или статьи). Пакет передан в ТНУЦ и поставляется с III квартала 1987 г.

Первая система управления базами данных на «Агате» - архивно-информационная система АИСТ - была написана на Рапире Сергеем Гавриленко, когда он учился в IX классе. Она может успешно применяться при обучении основным понятиям, используемым при работе с СУБД, и используется в качестве элемента программного обеспечения курса подготовки руководящих и педагогических кадров народного образования. АИСТ обеспечивает создание и заполнение базы данных, формирование запроса на поиск и подготовку результатов поиска в виде таблицы. Производственное использование АИСТа ограничено малыми возможностями редактирования базы и недостаточной плотностью хранения данных на диске, тем не менее есть примеры эксплуатации этой программы для хранения экспериментальных данных большого объема. В Волгоградском политехническом институте разработана СУБД РАДУГА, обладающая полным набором функций реляционной базы данных и достаточной плотностью хранения (на одну сторону диска помещается база данных объемом в несколько тысяч записей). Широкому внедрению ее препятствует несовершенство организации диалога с неподготовленным пользователем и подготовки выходного документа. Работы по РАДУГЕ продолжаются как в ВПТИ, так и на ЛЭМЗ, передача того или иного варианта СУБД в ГосФАП запланирована на конец 1987 г.

Программы учебного характера. На Всесоюзной летней школе 1986 г. (Новосибирск) распространялся диск с набором учебных программ, содержание которого аннотировано в файле КАК ЗАПУСКАТЬ ПАКЕТЫ, текст которого приведен ниже.

ПАКЕТ ХИМИЯ: ЗАПУСК ХИМИЯ;
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 
ПРОГРАММА СОРТИРОВКА: ЗАПУСК СОРТИРОВКА;
  ДЕМОНСТРАЦИЯ МЕТОДОВ СОРТИРОВКИ МАССИВОВ
ПАКЕТ ПРОИЗВОДСТВО СЕРНОЙ КИСЛОТЫ: ЗАПУСК СЕРНОКИСЛОТ;
  ДЕМОНСТРАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ (КУРС ХИМИИ)
ПАКЕТ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ: ЗАПУСК ГЕОМЕТРИЯ;
  ЗНАКОМСТВО С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ
ПАКЕТ ОБРАБОТЧИК: ЗАПУСК ОБРАБОТЧИК;
  ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА (ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ, 
АППРОКСИМАЦИЯ) 
ПАКЕТ АЛГЕБРА: ЗАПУСК АЛГЕБРА;
  ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ (9 КЛАСС)
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР: ЗАПУСК ПГП;
  ПОДГОТОВКА ГРАФИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 
ПАКЕТ ПОЛИТЭКОНОМИЯ: ЗАПУСК ПЭК;
  ЛЕКЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕОРИИ ПРИБАВОЧНОЙ 
СТОИМОСТИ 
ПАКЕТ ИСТОРИЯ: ЗАПУСК ИСТОРИЯ;
  ИСТОРИЯ СССР - ДАТЫ, СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА 
ПАКЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК: ЗАПУСК РУССКИЙ ЯЗ;
  СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (УПРАЖНЕНИЯ), УДАРЕНИЕ (ИГРА)

Н.А. Юнерман проводит в школе N 166 Новосибирска апробацию некоторых из этих пакетов в учебном процессе. Следует отметить принципиальную важность этапа апробации в разработке педагогических программных продуктов: сейчас еще не сложились устойчивые требования к учебным программам массового применения, и именно апробация вновь создаваемых учебных программ дает материал для выработки таких требований. Важно не довольствоваться первыми успехами - новизна и престижность компьютера обусловливают эйфорию при первом знакомстве даже с тривиальными программами типа перелистывания учебника на экране. В качестве основных сложностей, проявляющихся после ослабления начальных восторгов, следует упомянуть отвлечение учеников от изучаемого предмета на компьютер, стремление «обмануть» средства контроля знаний (на это нередко расходуют намного больше усилий, чем требуется для получения этих знаний), непривлекательность учебных программ по сравнению с играми, которые быстро проникают в школы, субъективное ощущение утраты (а иногда и объективная потеря) контакта с учениками у учителя.

Полное перечисление учебных программ «Агата» даже без аннотаций выходит за рамки данной статьи.

Упоминавшийся комплект программного обеспечения для 36-часового курса подготовки кадров народного образования довольно подробно, хотя и не беспристрастно, описан в [7]. Отметив высокий накал самокритики (один из авторов участвовал в формировании этого комплекта до своего ухода из НИИ ШОТСО) данной статьи и предоставив читателю оценку ее литературных находок, исправим некоторые неточности.

1. Все четыре системы («Школьница», «Бейсик», «Агат-автор» и СЧМ) совместимы по текстовым файлам, специализация операционных систем вызвана стремлением исключить лишние функции для облегчения знакомства с каждой из них (одну операционную систему класса RSX изучить труднее, чем все четыре системы «Агата»).

2. «Шашки» и «Шахматы» на «Агате» - разработки полностью оригинальные, алгоритмы игр и их реализация принадлежат М. В. Левину и В. Е. Бруну (если мне предъявят аналогичную зарубежную программу, я берусь доказать что адаптация выполнена с «Агата», но не наоборот). Кубик Рубика - работа А. Н. Филиппова, даже похожих программ на "Apple" не встречалось.

3. «Агат-автор» написан В. А. Цалиевым и мной. "Apple Writer", конечно тоже готовит тексты, тем же свойством обладают "Word star", "Final Word" (их называли в качестве возможных прототипов видевшие «Агат-автор» люди думавшие, что внутри «Агата» INTEL-процессор) и другие программы. СЧМ - адаптация, выполненная А. Н. Андроновым с "Visicalc 2", копией не является, поскольку превосходит оригинал по объему пользовательской памяти и доступности диалога. Вообще, уверенность в невозможности для себя разработать хотя бы среднюю по размеру систему не должна автоматически распространяться на других.

4. Исполнитель «Шлюзик» в комплект не включен, ППС «Химлаб» в природе отсутствует (видимо, дважды упомянута «Химия»).

Эксплуатация

Проблемы ремонта не существует только у тех технических средств, серийный выпуск которых еще не начат. «Агат» уже настолько стар, что на повестке дня вопросы не только гарантийного, но и послегарантийного обслуживания.

Гарантийный ремонт «Агатов» выполняют предприятия-изготовители, представители их ремонтных участков выезжают на места эксплуатации. Сроки прибытия ремонтников нередко вызывают нарекания, однако следует учитывать, что, например, 15 мастеров ремонтного участка ЛЭМЗ обслуживают около 6000 ЭВМ, размещенных по всей стране (1/6 земной суши). Для более оперативного и качественного ремонта полезно при вызове сообщать предполагаемую причину неисправности - это позволяет снабдить ремонтника подходящим комплектом ячеек на замену. Вообще «держатель» кабинета ВТ должен вырабатывать чутье на неисправности, учиться «предъявлять» их, чему немало способствует общение с опытным ремонтником. Некоторым приемам самопомощи (например, блокировка «залипшего» контакта в клавиатурной кнопке подкладываем бумажки) научились фактически все.

Послегарантийный ремонт поручено осуществлять ремонтным предприятиям производственных объединений ГКВТИ

В настоящее время происходит также передача им полномочий по гарантийному ремонту. На сентябрь 1987 г. ЛЭМЗ имеет договоры на поставку ремонтных комплектов с 24 производственными объединениями ГКВТИ, оформление договоров с остальными объединениями продолжается.

Нередко удается привлечь к сопровождению кабинета инженера-электронщика из числа родителей или шефов, и тогда возникает вопрос: где достать схему машины? Электрические схемы в составе ремонтного комплекта документации централизованно размножены ГКВТИ и высылаются по заявкам своих предприятий.

По некоторым послегарантийным машинам еще не проведены доработки электрической схемы, избавляющие от мучений с дребезгом клавиш (клавиатура, конец 1985 г.) и повышающие сбойную надежность (модули процессора и контроллера диска, начало 1986 г.). Извещения на эти доработки переданы в ГКВТИ и должны поступить на ремонтные предприятия.

Новые разработки

В текущем году будут предъявлены на испытания новые аппаратные и программные средства ПЭВМ «Агат», в том числе:

  • модуль межмашинного обмена, обеспечивающий возможность построения локальной сети из «Агатов» (до 64 узлов) с удалением до 1000 м и пропускной способностью 62 тыс. бит в секунду;
  • комплект накопителя повышенной емкости - дисковод (133 мм, две стороны) с контроллером, на двух сторонах обычного диска размещается 840К байт;
  • модуль видеогенератора "Apple II", обеспечивающий работоспособность большинства программ этой ЭВМ;
  • модуль программатора ПЗУ и другие интерфейсные ячейки.

Будет выполнен переход на 4-регистровый знакогенератор (на экране появятся строчные русские и латинские буквы). Аппаратные разработки выполняются в виде комплектов, продающихся владельцам ПЭВМ «Агат».

Программная поддержка сети и накопителя повышенной емкости выполняется прежде всего в системах программирования Бейсик и Рапира, передача версии Бейсика в ГосФАП планируется на конец 1987 г. Запланирована также передача в серийное производство СУБД, в комплекте модуля Арр1е-видеогенератора возможна поставка UCSD-реализации Паскаля.

Большое внимание уделяется повышению надежности ПЭВМ; разработаны два новых варианта клавиатуры - с емкостными и герконовыми замыкателями, переход на черно-белый монитор избавляет от большинства отказов по вине цветного телевизора. Отличную надежность демонстрирует комплект накопителя на ГМД повышенной емкости - при работе с ним забываешь, что такое «ГРРРР», предвещающее «ошибку ввода/вывода», и что такое несовместимость дисководов.

Разработана одноплатная модификация «Агата» с Apple-режимами памяти и экрана, более дешевая и надежная, с большей памятью. Вопрос с запуском ее в серийное производство пока не решен (будем решать его осенью**, см. ниже), отрасль просвещения изрядно насыщена перспективами появления перспективных ПЭВМ.

** Статья подготовлена в августе.- Примеч. ред.

Нас еще не закрыли

В истории разработки системы «Школьница» заметную роль сыграла аббревиатура JNO (произносится джьно, произошла от метки JumpNaOшибкy), обозначавшая гибрид приветствия, проклятия и нелестного эпитета. Эта смесь довольно точно описывает отношение автора к соболезнующе-удивленному, а иногда и злорадному вопросу, часто всплывающему на различного рода сборищах при встрече с давно не видевшими меня знакомыми: «А вас еще не закрыли?»

Закрытие «Агата», как показывает опыт, явление сезонное, достигающее максимума в июле - августе (1984 г.: разгромный отзыв О. Ф. Титова и В. Ф. Топоровского с летней школы, никаких надежд на получение дисководов из Болгарии; 1985 г.: увольнение главного конструктора, приказ о переводе коллектива в НИИсчетмаш; 1986 г.: широкое обсуждение вопроса, прекратить только поставки в просвещение или производство вообще; 1987 г.: запрет поставок по результатам инспекции Госстандарта; 1988 г.: еще неизвестно что). Полное отсутствие закрытия, как и следовало ожидать, приходится на январь - февраль, причем, если весенний период проходит относительно спокойно, осенью следует опасаться неожиданных демонстраций у очень высокого начальства.

Литература

1. Benchmark characteristics of IBM PC // Personal Computer World. 1984. N 8.

2. Система программирования «Бейсик» для персональных ЭВМ «Агат». Фг. 00012-01.1 Таллин: ТНУЦ, 1986.

3. Пакет прикладных программ автоматизации школьного учебного процесса «Школьница»: Руководство программиста. М. НИИ ШОТСО, 1985.

4. Пакет прикладных программ автоматизации школьного учебного процесса «Школьница». 3533847.00042-01. Таллин: ТНУЦ 1987.

5. Система подготовки текстов «Агат-автор». Фг. 00017-01. Таллин: ТНУЦ, 1987

6. Система численного моделирования для персональных ЭВМ «Агат». ФГ. 00012-01 Таллин: ТНУЦ, 1987.

7. Рыба или рак? / Иглицкий А., Крылова Е., Луцкий В., Петров М. // Информатика и образование. 1987. N 6.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *